8 сентября 2007 г.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, Дубровицы, Московская область

Памятная монета. Номинал - 3 руб. Выпуск - 2004 г.
Металл: Серебро - 31,1 г. Тираж - 8000 шт.

Серия: Памятники архитектуры России.

Реверс: Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (XVII в.), Московская обл., село Дубровицы
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы – уникальное произведение русской архитектуры XVII в., в котором впервые соединились черты зрелого западного барокко и русского каменного зодчества.


Страницы истории:
В первой четверти XVII в. Дубровицы принадлежали роду Морозовых. Боярин Иван Васильевич перед смертью принял монашеский постриг , а его вотчина перешла к дочери.
Ксения Морозова вышла замуж за князя Ивана Андреевича Голицына. По заказу супругов в 1662 г. был поставлен новый деревянный храм.
С 1688 г. владельцем села стал князь Борис Алексеевич Голицын. После окончания недолгой опалы, Голицын в знак примирения с Петром I решил построить новый каменный храм в Дубровицах на месте крепкой еще деревянной церкви. Царь одобрил это решение такими словами: «Хоть человек ты богатый, а казной и я помогу». Храмоздатель по рекомендации Петра I пригласил итальянского архитектора. Имя его остается загадкой до нашего времени.
Молебный чин на основание храма совершен во вторник, 22 июля 1690 г., в присутствии государя. Предполагалось посвятить храм новгородскому образу Пресвятой Богородицы «Знамение». Церковь возводили иностранные мастера и русские крепостные. Местный камень для строительства добывали жившие в долине реки Пахры потомственные каменотесы. Работы по возведению храма велись только летом. Во время строительства неоднократно приезжал в Дубровицы и Петр I.
Церковь была готова уже к 1697 г., однако Патриарх Адриан разрешения ее освятить не дал: хотя в архитектуре храма прослеживались традиции древнерусского зодчества, в целом он оказался построенным в духе подражания западным, католическим образцам.
Здание храма приподнято на высоком цоколе, вокруг него проходит открытое гульбище с парапетом. Резное узорочье еще сохраняло влияние внешнего убранства древнейших храмов Суздаля и Владимира. Но в то же время храм изобиловал скульптурными изображениями, отражавшими влияние европейского барокко XVII в. Уже при входе русского богомольца встречали не иконы, а статуи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Их дополняло расположенное на крыше такое же изображение Василия Великого. По углам цоколя находились скульптуры четырех евангелистов Вокруг башни - двенадцати апостолов. Много рельефных изображений и в интерьере. В храме имелись чуждые православной традиции образцы католической иконографии.
Храм освятил уже после смерти Патриарха Адриана митрополит Стефан (Яворский) 11 февраля 1704 г., в присутствии Петра Великого, царевича Алексея, многих светских и духовных особ. Царь внес богатый подарок: дорогостоящую церковную утварь. Через несколько лет князь Борис Алексеевич принял постриг с именем Боголеп во Флорищевой пустыни и вскоре отошел к Господу.

http://r-oc.1gb.ru/

0 коммент.:

Отправить комментарий

Рейтинг@Mail.ru Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
----------------------------------------------------------------------------