2 ноября 2007 г.

Церковь Всех Святых на Кулишках, Москва














Памятная монета: Тираж - 5 тыс. шт. Диаметр - 30 мм.
Металл: Золото 900/1000 - 15,55 г. хим. чист. в-ва.

Историческая серия: 1000-летие России. Дмитрий Донской.

Реверс: изображение церкви Всех Святых на Кулишках в Москве

Дмитрий Донской (1350-1389) - великий князь Московский (с 1359 г.) и Владимирский (с 1362 г.) возглавил вооружённую борьбу русского народа против татаро-монгольского ига. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле в верховьях Дона одержал победу над войсками татарского хана Мамая, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила своё руководящее положение в русских землях.

Страницы истории:

Самая известная в Москве Всехсвятская церковь находится на Славянской площади близ Солянки. Одна из древнейших в городе, она была основана, по преданию, великим князем Дмитрием Донским: вернувшись с победой с Куликовской битвы в 1380 году, он немедленно приказал построить храм в память о русских воинах, павших на поле сражения.

Однако существует и другая версия историков, согласно которой храм на этом месте появился задолго до 1380 года. Иногда называют точную дату - около 1367 года, то есть тоже во время правления Донского, только гораздо раньше Куликовской битвы. А первоначальное основание здесь храма связывают с освоением и заселением этой местности близ московского посада. Одно из толкований слова "кулишки определяет его как топкое, болотистое место, или заболоченный участок земли. Ученые полагают, что на заре московской истории здесь был густой бор, и поэтому "кулишки" могут означать вырубленные участки земли или расчищенные поляны среди леса. В XV веке этот бор сменили роскошные Государевы Сады, оставившие о себе память в названии Старосадского переулка, прилегающего к Кулишкам.

Самая неубедительная, но исторически оправданная версия о значении слова "кулишки" относит его происхождение ко временам самого Дмитрия Донского и Куликовской битвы. От названия местности, где состоялось славное сражение русского воинства - Куликова поля - и произошло имя московских Кулишков, так как великий князь дважды прошел здесь со своей ратью - отправившись из Кремля на битву и возвращаясь в Москву с победой. Тогда он и велел заложить тут деревянную церковь во имя Всех Святых в память о павших русских воинах и именовать эту местность "кулишками" в честь Куликовской битвы.

Самая трагическая страница в летописи ее истории связана с московским Чумным бунтом 1771 года. Именно этой церкви в старину принадлежала знаменитая часовня чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери, которая помещалась на Варварской башне стены Китай-города. (Ныне остатки фундамента этой башни все еще можно увидеть в подземном переходе, связывающим Славянскую площадь с Варваркой.) Чудотворная икона помещалась высоко над проездными воротами башни. Каждый год по московскому обычаю, 18 июня, в день ее праздника, икону с благоговением на три дня опускали вниз для поклонения москвичей, а затем вновь поднимали наверх до следующего года. И когда на Москву обрушилась страшная эпидемия, паника охватила несчастных москвичей. Взрыв не заставил себя долго ждать - и разразился Чумной бунт, в котором невольно оказался участником священник Всехсвятской церкви на Кулишках. Так считал один из дореволюционных историков Москвы.

Все началось с того, что одному простолюдину приснился сон, будто чума наслана на москвичей на три месяца за недостаточное почитание Боголюбской иконы Божией Матери. Он уселся у ворот и стал собирать деньги на "всемирную свечу", рассказывая всем о своем видении. Видимо, вместе с ним об этом сне и стал рассказывать священник Всехсвятского храма еще в самом начале сентября 1771 года. Однако времени потребовалось немного, чтобы нервное возбуждение народа достигло своего предела. Люди ринулись к Варварским воротам, и по лестницам залезали вверх, чтобы приложиться к образу, а такое скопление народа и целование иконы во время эпидемии только усиливали болезнь. И тогда архиепископ Амвросий решил убрать икону в церковь и запечатал кружки для сбора пожертвования, чем вызвал неописуемый гнев и без того паникующих москвичей. Они ударили в Набат на кремлевской башне, и в тот день, 16 сентября, началось восстание. Архиепископа Амвросия убили прямо в Донском монастыре, где он пытался укрыться от разъяренной толпы. Бунтовщики кинулись и на Остоженку, к дому генерала Петра Еропкина, которого считали сообщником Амвросия, но генерал уже находился в Кремле. Он безуспешно уговаривал народ разойтись - в него летели камни и палки, а толпа пыталась ворваться в Кремль через Спасские ворота. Два дня войска под командованием Еропкина усмиряли восставших.

За подавление бунта императрица Екатерина Великая назначила Еропкина московским генерал-губернатором, наградила его голубой Андреевской лентой, подарила ему 20000 рублей.

Всехсвятская церковь продолжала действовать до революции. Недавно подсчитали, что за всю многовековую историю своего существования она ушла в землю на 3,5 метра и слегка наклонилась ее колокольня, став очередной "пизанской башней" Москвы. В советское время эта церковь была закрыта, но не разрушена, только ее здание передали под различные учреждения. И в 1990-е годы Всехсвятскую церковь вернули верующим. Прекрасно восстановленная, она вновь действует и являет собой пример лучшей московской реставрации. В ней находится редкая икона Богоматери Экономиссы (Домостроительницы).

По преданию, однажды на Афоне в Лавре св. Афанасия случился страшный голод, такой, что монахи стали уходить из монастыря. Пришло время, и сам Афанасий решил покинуть обитель, но по дороге встретил Женщину, которая спросила его, куда он идет. Монах удивился такой встрече, и сам спросил Женщину, как она прошла сюда, на Афонскую гору. Лица ее он не видел, так как голова Женщины была укрыта покрывалом. Выслушав рассказ святого Афанасия, таинственная Женщина укорила его в маловерии и в том, что он бросает свою обитель ради куска хлеба. "Где же твоя вера? Воротись, Я помогу тебе", - молвила Она. Тогда инок спросил Женщину, кто она. "Я Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель. Я - Матерь Господа Твоего", - ответила Женщина, - И с сего времени навсегда остаюсь Домостроительницей твоей Лавры". В доказательство Своих слов Она повелела иноку ударить жезлом в камень у дороги - оттуда чудесно источилась вода, а когда потрясенный инок вернулся в обитель, он нашел все закрома наполненными хлебом. И с тех пор в афонской Лавре нет эконома, а есть только помощник его - Экономиссой почитается Сама Царица Небесная. А списку чудотворной иконы Богородицы Экономиссы можно поклониться во Всехсвятском храме на Кулишках.

0 коммент.:

Отправить комментарий

----------------------------------------------------------------------------