17 апреля 2008 г.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Украина














Памятная монета: Номинал - 200 гривен. Выпуск - 1997 г.
Тираж - 20000 шт. Диаметр - 25,00 мм. Качество - пруф.
Гурт - гладкий.
Металл:Золото 900/1000 - 15,55 гр. хим. чист. металла.

Серия: Духовные сокровища Украины. Киево-Печерская Лавра.

Аверс - изображение Троицкой надвратной церкви Лаврского ансамбля и фрагмент его главной колокольни, а также Государственный герб Украины.
Реверс - в верхней части композиции размещены фрагменты росписей Троицкой надвратной церкви «Бог Отец», «Бог Сын», «Бог Дух Святой». Под ними изображение «Покровы Богоматери» - покровительницы запорожского казачества. Все образы витают в облаках. Внизу композицию объединяет панорама Лавры по гравюре известного украинского художника ХVIII века Леонтия Тарасевича из «Патерика Печерского» (1702) - уникального старопечатного киевского издания.

На высоких холмах Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра — удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры.

Страницы истории:

История Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры уходит в глубину веков и начинается с Дальних и Ближних пещер и неразрывно связана с ними.
Существует несколько мнений о том, когда именно преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер, но большинство ученых относят это событие к 1051 г. И именно эту дату принято считать датой основания Киево-Печерского монастыря.

Когда вокруг преподобного Антония собралось 12 иноков, были устроены новые келии, началась перестройка нынешних Дальних пещер.

В 1057 г. преподобный Антоний, стремившийся к уединению, старшим среди братии поставил преподобного Варлаама, который стал первым киевопечерским игуменом. Сам же он переселился на другой склон, где ископал для себя новую подземную келью - ныне Ближние пещеры. Но и здесь вскоре возле преподобного Антония собрались иноки. Так возникли два комплекса пещер подземного монастыря: Ближние, или Антониевы и Дальние, или Феодосиевы.

При игуменстве преподобного Феодосия в 1060-1062 гг. над Дальними пещерами был построен деревянный монастырь, куда и братия перешла из пещер. Численность ее составляла около 100 человек, что было весьма много даже для греческих монастырей.

Необходим был устав — свод правил, регулирующих жизнь монастыря. Поэтому преподобный Феодосий послал одного из иноков в Константинополь , чтобы тот переписал Студийский устав и принес его в Киев. В это же время в Киев прибыл митрополит Георгий, и с ним — один из иноков Студийского монастыря Михаил, сопровождавший его и передавший монастырю монашеский устав. На основании этих двух вариантов и был создан устав Печерского монастыря. Этот общежительный устав впоследствии принимают все монастыри Киевской Руси.


Открытка c видом Лавры XIX века

Следует отметить, что в отличие от Дальних пещер на Ближних пещерах в Древнерусский период наземного монастыря не было. По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х гг. XI в. центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней верхней Лавры. В "ветхом" монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 г., а в Дальних — преподобного Феодосия в 1074 г.

Чин погребения в пещерах есть в Студийском уставе. Он существенно отличается от обычного чина христианского погребения. Так, умершему обшивали тканью открытые части тела, складывали руки на груди, накрывали лицо, клали на доску и без гроба закладывали в специально выкопанную локулу. Со стороны пещерного коридора локула закрывалась иконой или замуровывалась. Через три года ее открывали. Если тело истлело, это было знаком того, что инок вел праведную жизнь: черепа собирали отдельно, кости отдельно. Если же тело оставалось неистлевшим, то локула опять закрывалась и за инока молились. Спустя два года локулу снова открывали. Но в Киеве эта традиция прервалась, так как тление тела после погребения здесь было обычным явлением.

В 1240 г. орды хана Батыя разрушили Киев, а вместе с ним — и Киево-Печерский монастырь. Сведения о пещерах, относящиеся к этому времени довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями.


В. В. Верещагин. Великая церковь Киево-Печерской лавры (1905)

Еще в средневековье делались попытки найти мощи преподобного Антония Печерского. До наших дней сохранилось несколько рассказов о его мощах. Так, немец Эрих Лясота, посетивший Киев в 1594 г., записал рассказ инока, который водил его по пещерам. Из этого рассказа нам известно, что когда приближалась кончина преподобного Антония и он простился с братией, внезапно между ним и иноками обвалилась земля. Иноки хотели откопать мощи преподобного, но из-под земли вырвалось пламя и отогнало их. Они решили отойти влево и копать там, но на них обрушился поток воды. Следы огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей на том месте, где обвалилась земля, видны и по сей день.

В 1988 г. была сделана сенсационная археологическая находка — открыта келья преподобного Феодосия Печерского рядом с подземной церковью Рождества Христова в Дальних пещерах.

В Лавре сложился уникальный некрополь. В земле святой обители, в церквах и пещерах ее почивают десятки выдающихся деятелей отечества. В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина — выдающегося государственного деятеля Российской Империи.

Источник информации: lavra.kiev.ua, zn.ua

0 коммент.:

Отправить комментарий

Рейтинг@Mail.ru Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования