2 мая 2008 г.

Православный храм, (ч.II)


Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор.

Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения. Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце.

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св. Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда ставят и большее количество глав.

Начало: Православный храм (ч.I)

Источник информации: russian-church.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий

Рейтинг@Mail.ru Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования