4 сентября 2008 г.

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, построенный в 1310 г. в окрестностях Пскова, расписанный фресками в 1313 году, является одним из самых древних дошедших до наших дней памятников архитектурного и живописного древнерусского искусства псковской школы.
















Серия: Памятники архитектуры России.
Памятная монета: Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (XIV в.), г. Псков.

Номинал - 3 рубля. Выпуск - 2008 год. Тираж - 10000 шт.
Диаметр - 39,0 мм. Толщина - 3,3 мм. Масса - 33,94 г. Качество - пруф.

Металл: Серебро 925/1000 - 31,1 г. хим. чист. металла.

Реверс: в центре - изображение собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, справа - фрагмент стилизованного орнамента, под ним - надпись: "ПСКОВ" и дата: "XIV в" в две строки, вверху - надпись по окружности: "СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ".

Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 300 рифлений.

Страницы истории:

Древнейший Псковский Рождества Богородицы Снетогорский монастырь основан в XII в. Монастырь расположен на Снятой Горе - живописнейшем месте в окрестностях г.Пскова.

Гора круто поднимается в излучине реки Великой, куда в массе своей заходит во время нереста снеток - мелкая рыбешка, ставшая прообразом названия монастыря. В обнажениях древних пород отвесной скалы над р.Великой содержатся цветные глины, которые псковичи использовали, изготовляя краски для иконописи. Красную глину, знаменитую червлень, вывозили отсюда в Москву и др. города. "Самородный камень"- известняк - шел на возведение крепостных сооружений.

Ныне доподлинно не известно, кто и когда основал монастырь. Одно из преданий гласит, что его устроители - афонские монахи, прибывшие на Снятую Гору со Святой Горы Афон из-за распространившейся там ереси. По другому преданию (главному), принято считать основателем монастыря - игумена Иоасафа.

Первое упоминание о монастыре относится к концу XII в. В псковской летописи сообщается, что 4 марта 1299 г. на Псков напали ливонские рыцари, разорили и сожгли Снетогорский монастырь. При пожаре прпмч.Иоасаф принял мученическую кончину; с ним в огне погибли 17 иноков из числа братии. Далее рукопись повествует, как прославленный псковский князь Довмонт-Тимофей "с малою дружиною" разгромил врагов и повелел поставить в обители на место сгоревшего деревянного каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Вид Снетогорского монастыря с левого берега реки Великой зимой

Архитектура Рождественского собора неоригинальна, он является копией Преображенского собора Мирожского монастыря. Однако строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку».

Рождественский собор и сегодня главная святыня обители, редчайший памятник духовной культуры Древней Руси. Храм построен из местной известняковой плиты и за многие века существования пятикратно изменял свой архитектурный облик. Древняя часть собора, четверик, всегда оставалась неприкосновенной и поэтому сохранила первоначальное живописное убранство. Крестообразный интерьер храма с глубоким алтарем всеми своими сводами и арками раскрывается как светлый цветок навстречу легкому освещенному барабану с парящим над ним куполом. Во втором ярусе храма были устроены скрытые от глаз палатки-приделы для уединенной молитвы старцев.

Притвор XV века, пристроенный с запада, увеличил пространство собора, но был расширен через сто лет и украшен входным порталом и вкладным каменным крестом. В XVII веке к притвору достроено кирпичное крыльцо, нарядно украшенное муравлеными (зелеными) изразцами с изображениями птиц, цветов и виноградной лозы в сочетании с тесаными и побеленными кирпичными орнаментами. В 18 в. собор был расширен двумя большими приделами во имя Усекновения главы Иоанна Крестителя и во имя Святителя Николая Мирликийского.

Рождественский собор знаменит своими фресками. Во времена нашествия на Псков Стефана Батория (1581-1582 гг.) собор горел, верхняя часть барабана разру­шилась. Сильно пострадали и фрески. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинен и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 г. на­чалась расчистка снетогорских фресок, она продолжается и по сей день.

При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит.

Настенная снетогорская роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их рос­пись характеризуется очень вольной трактовкой религи­озных сюжетов. Пророки, апостолы, святители не про­сто символы веры, а живые люди с разными характера­ми и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпа­дающие с официальным вероучением.

На XVII век приходится расцвет монастыря. Жизнь в Пскове способствовала бурному развитию торговли, росту богатства. Монастырю тогда принадлежало око­ло 370 крестьянских дворов. Но пришла Северная война, монастырь опять горел, в огне погиб архив, содержащий документы о времени основания монастыря.

В 1760-х гг. в России происходит секуляризация монастырских и цер­ковных владений. Снетогорский монастырь постепенно пустеет, а в 1804 г. он и вовсе упразднен. Штат его был приписан Спасо-Елизаровскому монастырю. В 1805 г. Снетогорский монастырь был отдан правительством под загородный архиерейский дом.

Здесь охотно останавливались знатные гости духовного и светского чина. Это было место традиционного пострижения и упокоения псковских князей.

После революции в 1919 г. бывший Снетогорский мо­настырь был включен в охранные списки памятников архи­тектуры, что не помешало древним постройкам медленно разрушаться. До войны там был дом отдыха. Во время вой­ны древние стены были осквернены присутствием гестапо.

Сейчас Снетогорский монастырь возрожден. На его территории находится женский монастырь. В монастыре проживает более 60 сестер, а с трудниками и церковным клиром около 100 человек. Руководство монастыря осуществляет игуменья Людмила. Все ведущие направления деятельности распределены по послушаниям, за которые отвечают сестры. Послушания разные: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и пр.

Источник информации: cbr.ru, culture.pskov.ru, orthodox.spbu.ru, pskovgo.narod.ru

Фотографии: vlad-geo.narod.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий

Рейтинг@Mail.ru Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
----------------------------------------------------------------------------