20 декабря 2008 г.

Одесский академический театр оперы и балета, Украина

Монеты посвящены 120-летию Одесского государственного академического театра оперы и балета, выполненного в стиле венского барокко. Театр построен по проекту архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера, и открыт в 1887 году.















Памятная монета: Номинал - 10 гривен. Выпуск - 2007 г. Тираж - 5000 шт.
Диаметр - 38,61 мм. Гурт - рифленый. Качество - пруф.
Металл: Серебро 925/1000 - 31,10 гр. хим. чист. металла.















Памятная монета: Номинал - 5 гривен. Выпуск - 2007 г. Тираж - 35000 шт.
Диаметр - 35,0 мм. Гурт - рифленый. Качество - специальный анциркулейтед.
Металл: Нейзильбер. Масса - 16,54 г.

Серия: Памятники архитектуры Украины. 120 лет Одесскому государственному академическому театру оперы и балета.
Чеканка: Монетный двор Украины.

Страницы истории:

Впервые здание театра было построено в 1809 году при герцоге де Ришелье, по проекту петербургского архитектора Тома де Томона, под наблюдением городского архитектора Ф. Фрапполи.

Выдержанный в классическом (греческом) стиле, с портиком коринфского ордера, с фронтоном, обращенным к зданию английского клуба, театр вмещал 800 зрителей. Зрители размещались в 17 ложах на трех ярусах и в партере, насчитывающем всего 44 кресла: по примеру старых итальянских театров, остальные места в партере были стоячими. Позже места для простолюдинов были перемещены на верхний ярус и стали называться «райком».

Театр перестраивался трижды: в 1820, 1857 и 1872 гг. Работы по последней переделке здания окончились 31 декабря 1872 года, а в ночь на 2 января 1873 театр сгорел, стал жертвой пламени газового рожка, освещающего часы в ночное время. По крыше огонь распространился на все здание, и спасти его не удалось.

Новый театр возводился на месте старого. Одессе в очередной раз повезло, так как проект его создали спроектировавшие до этого 47 театров по всей Европе Фердинанд Фельнер и Герман Гельмер, архитекторы из Вены. Это было одно из самых роскошных и крупных театральных зданий, построенных зодчими за все время их творчества.

Новая венская архитектура сменила старый греческий стиль. Вместо прежнего фасада с колоннами, обращенными к морю, со стороны Ришельевской улицы был возведен монументальный портик главного фасада с аллегорическими скульптурами.

Здание одесского театра исполнено в стиле венского «барокко», который был основным в европейском искусстве с конца XVI и до середины XVIII века. Над главным фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз — покровительницу искусства Мельпомену. Она сидит в колеснице, запряженной покоренными ею четырьмя разъяренными пантерами. Чуть ниже расположены скульптурные группы, созданные по сюжетам древних мифов. Внизу, около центрального входа, на высоких постаментах, установлены две скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию: слева — фрагмент трагедии Еврипида «Ипполит», справа — эпизод из комедии Аристофана. По фронтону здания, в нишах верхнего яруса, установлены бюсты Пушкина, Глинки, Грибоедова, Гоголя.

На Одесской фабрике "Красная Роза" требуется бухгалтер. Приходит мужчина и предлагает свои услуги. С ним побеседовали и говорят:
- Вы нам подходите. Можете писать заявление.
- Вы знаете, дело в том, что я не умею писать.
- Так чего же вы к нам пришли?
И он ушел. Прошло двадцать лет. И этот же мужчина, уже состарившийся, заходит в Нью-Йорке в ювелирную лавку, выбирает очень дорогое бриллиантовое колье. Достает бумажник и начинает отсчитывать деньги. Молодой ювелир - хозяин лавки - к нему обращается:
- Вы пожилой человек. Зачем вы себя так утруждаете? Выпишите чек.
- Молодой человек! Если бы я умел писать, то я бы уже двадцать лет на "Красной Розе" работал бухгалтером.

Самая красивая часть здания — это зрительный зал. Архитектура его выдержана в стиле французского «рококо». Он роскошно украшен различными лепными орнаментами с тонкой позолотой. Особый интерес вызывает потолок. В основу его композиции положены четыре картины Лефлера, сделанные в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».

Пожалуй, ни в одном театре нет изготовленного с таким вкусом занавеса, эскизы которого создал крупнейший театральный художник А. Головин. Уникальная акустика позволяет доносить даже шепот со сцены в любой уголок зала.

Создатели проекта, венские архитекторы Фельнер и Гельмер, обратили особое внимание на полную безопасность здания в пожарном отношении и на возможность моментально оставить зрительный зал: радиальная система выходов, круговое фойе, обильное водоснабжение и отделение сцены от зрительного зала металлическим занавесом. Плюс — безопасное электрическое освещение и прекрасная вентиляция.

Фото jagoterr

В театральном гардеробе. Жена мужу шепотом:

— Ты с ума сошел! Гардеробщику на чай — сто гривень!
— Да, но посмотри, какая шуба!!!
***
Директору Оперного:
- Послушайте, за двести долларов я могу сделать массаж всем вашим балеринам.
- Уже договорились! Деньги при вас?

Строили здание замечательные одесские архитекторы Бернардацци, Гонсиоровский и Дмитренко. Официальный акт о вводе здания в эксплуатацию был подписан одесским градоначальником и вместе с газетами, вышедшими в тот день, с афишами и программой спектакля был уложен в ящик и замурован в стене под зеркалом.

То, что сегодня называется Театральной площадью, вплоть до 40—х годов двадцатого столетия было просто перекрестком городских улиц.

Фото jagoterr

Одессит показывает дачу, которую продает, супружеской паре:

- Давайте поступим следующим образом: вы назовете цену, за которую хотите приобрести дом, мы от души посмеемся, а потом поговорим о деле.
***
— Миша, чем ты сейчас занимаешься?
— Устроился уличным продавцом.
— Так почем у тебя метр улицы?
***
Мария Исааковна Петрова заполняет анкету. Завкадрами интересуется:
– А почему вы Исааковна? Еврейка, что ли?
– А по-вашему, Исаакиевский собор – синагога?

Существующая сегодня архитектурно—градостроительная ситуация на углу улиц Ланжероновской и Ришельевской перед Одесским оперным театром окончательно сформировалась в 50—е годы 20—го столетия. Вследствие разрушения угловых зданий образовалось два небольших курдонера, которые были благоустроены, а на торцовых стенах сохранившихся зданий разместили доски с именами героев войны и труда. Часть торцов так и осталась без штукатурки. Эта ситуация никогда не закладывалась в проектные решения авторами проектов первого и второго городских театров, и ее можно считать стихийно сложившейся, а Театральную площадь — незавершенной.

В прилегающих кварталах в настоящее время расположено много зданий, включенных в списки памятников архитектуры. Отличительной чертой окружающей Театральную площадь застройки является то, что в ней представлены здания практически всех этапов архитектурного развития исторического центра от классицизма до модерна. Несмотря на это, классический ансамбль Театральной площади середины 19—го века утрачен и требует своего ансамблевого логического завершения.

У здания театра всегда многолюдно. Просветленные, одухотворенные лица, восторженная жестикуляция. Спектакль начинается уже на Театральной площади. Фасады с богатейшей символической пластикой, изящные пропорции и филигранные детали, бюсты драматургов и композиторов — все это тоже театральное действо, завораживающее и увлекательное, конкурирующее со сценическим, с театральной сценой, на которой блистали Энрико Карузо, Анна Павлова, Айседора Дункан, Федор Шаляпин, Вацлав Нежинский, Майя Плисецкая, а за дирижерским пультом стоял сам Петр Чайковский!

Дом Театра — старейший и царственнейший их всех одесских домов, стал Домом Бессмертия Одессы.

В. Г л а з ы р и н, главный архитектор г. Одессы

Источник информации: palariev.sitecity.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий

----------------------------------------------------------------------------