9 апреля 2009 г.

Монастырь Кэприяна, Молдова

В одном из живописных мест Кодр, недалеко от Кишинэу, расположен один из самых старинных исторических православных памятников в Молдове - монастырь Кэприяна. Первые сведения об этом монашеском поселении датируются 1429 г.















Памятная монета: Монастырь Кэприяна.

Серия: "Монастыри Молдовы".

Номинал - 50 леев. Выпуск - 2000 г. Тираж - ... шт.
Диаметр -30 мм. Вес - 16,5 г. Качество - пруф.

Металл: Серебро 925/1000.
Чеканка: Чешский монетный двор.

Аверс: в центре - герб Республики Молдова; надпись "REPUBLICA MOLDOVA".

Реверс: в центре выгравированы рельефное изображение монастыря с фрагментами пейзажа; в верхней части реверса по окружности монеты выгравирована надпись "MĂNĂSTIREA CĂPRIANA" .

Исторический экскурс:

Свято-Успенский Кэприянский мужской монастырь — средневековый монастырский ансамбль XVI в. в Кодрах, где раскинулось одно из старейших сел Молдовы. Название села происходит от слова «капра»— косуля, их немало было в те годы в Кодрах.

Долгое время в Каприянском монастыре находилась резиденция митрополита Молдовы.

В левой стороне снимка, можно разглядеть Кэприянский мужской монастырь.

Это большой архитектурный комплекс, который включает в себя: церковь Святого Николая, церковь Успения Богородицы и церковь Святого Георгия.

В середине XVI в., монастырь был полностью перестроен. Наиболее древний храм комплекса - Летняя Успенская церковь, возведенная Петру Рарешем в 1545 году, стала впоследствии центром монастырского комплекса. Церковь перестраивалась и после землетрясения 1820 года, когда на фундаменте старого здания, сохранив все, что смогли спасти, воздвигли новый храм, однако основные черты средневекового храма были сохранены. Архитекторы вынуждены были достроить стены, большой 8-гранный барабан с куполом и колокольню с пирамидальной вершиной. От первоначальной постройки сохранились трехконковые аспиды с декором.

Особую ценность комплекса представляет Собор Святого Георгия, построенный в стиле позднего барокко в 1840году. К церкви примыкают монашеские кельи и хозяйственные постройки, кольцом окружающие Успенский храм.

Церковь Святого Николая была построена в стиле средневековых молдавских храмов в 1903 г.

В Кэприянском монастыре хранилась самая большая монастырская библиотека в Молдове с ценными дарами господарей.

Одной из святынь Кэприанского монастыря является могила митрополита Гавриила (в миру Бэнулеску-Бодони), выдающегося представителя культуры и православия. Во времена завоевания Бессарабии и ее присоединения к Российской империи Бэнулеску-Бодони стоял во главе Бессарабской Епархии. В прекрасных лесах, окружающих Кэприяну, до сих пор стоит древний дуб, названный дубом Штефана Великого. По преданию, он отдыхал под этим деревом после очередной, одержанной им победы на поле боя
(по другой версии - дуб посадил Штефан Великий).

Кэприана - это символ веры молдавского народа. Стены старого монастыря до сих пор хранят легенды о стародавних временах. Уже современные архитекторы построили на холме смотровую площадку. С этого места, вся Кэприана, лежащая в долине, кажется чудесным видением. Небольшое село, укутанное со всех сторон старым лесом, и, словно парящая над ним церковь, сияющая в лучах заходящего солнца.

Будучи закрытым и разрушенным в советское время, монастырь вновь открывается в 1989 г., в числе первых, и очень скоро становится одним из символов национального возрождения.

29 августа 2008 г.

Церковь Св. Георгия монастырского комплекса «Кэприяна» в Молдавии была освящена 28 августа после реконструкции, начатой 5 лет назад. Храм освятил митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир в сослужении духовенства.

Торжественное освящение состоялось в храмовый праздник этого монастыря ― Успения Пресвятой Богородицы. На церемонии присутствовали сотни прихожан и высшее руководство страны. В своем обращении к пастве митрополит Владимир подчеркнул, что Кэприянский монастырь ― одно из старейших святых мест в Молдавии. Оно «может быть названо самым представительным в стране, благодаря значительному вкладу граждан, откликнувшихся на призыв руководства страны начать восстановление обители. Активные участники этого процесса удостоены государственных наград. Митрополия со своей стороны также отметит вклад ряда лиц», ― отметил владыка.

В свою очередь, президент Молдавии Владимир Воронин сказал, что плачевное состояние, в котором находился монастырский комплекс пять лет назад, никого не мог оставить равнодушным. После объявления о реконструкции монастыря было собрано более 82 млн. леев (более 8,5 млн. долларов США) из средств государства, граждан, экономических агентов, что позволило реставрировать комплекс.

Кэприяский монастырь является ценным наследием, сердцем и душой страны, символом душевного единения молдаван, добавил В. Воронин. «Восстановление монастырского комплекса означает духовное возрождение общества, возрождения Молдавии как государства и молдаван как нации. Это неоценимый вклад в создание современной национальной истории», ― заявил президент.

Дата: 03.02.2009 Молдавские новости

Не единожды солгавший.

На предстоящих выборах лидер молдавской компартии намерен сделать ставку на голоса православных верующих.

Во время кампании парламентских выборов в 2001 году Владимир Воронин, стремясь заручиться поддержкой пророссийски ориентированных избирателей, обещал им присоединение молдавского государства к союзу Россия-Беларусь. Обманул.

На выборах в 2005 году лидер Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), сменив на 180 градусов собственную ориентацию, обещал электорату быстро привести его в Европу. И вновь обманул.

За восемь лет президентства Воронин сумел обмануть всех. Коммунистов, которым обещал вернуть Советскую власть. Крестьян, пообещав им восстановить колхозы, и рабочих, которым обещал возродить промышленность. Россию и Путина, обещая решить приднестровскую проблему. Европу, наобещав ей реформ и демократии в Молдове.

Казалось бы, больше обманывать некого, да и лозунгов привлекательных не осталось. Все использовал, все дискредитировал. Другой, окажись он в подобной ситуации, плюнул бы на все и удалился на покой. Возраст-то более чем почтенный, да и здоровье у экс-генерала советской милиции уже не то. Другой - да, но не Воронин. Наблюдая за его поведением в последнее время, приходишь к выводу, что для предстоящих 5 апреля 2009 года парламентских выборов этот человек и возглавляемая им партия нашли-таки новый, доселе не использованный объект для обмана. Причем такой, доверие которого, в силу природы самого "объекта", обмануть совсем не сложно.

Речь о верующих Православной церкви в Молдове. Многие из которых в своей искренней наивности даже не предполагают, что Воронин уже давно и без особых затей обманывает и Русскую православную церковь.

Гарант "нерегистрации" "Бессарабской митрополии"

История взаимоотношений вождя молдавских коммунистов с церковью началась ровно восемь лет назад, тоже в связи с избирательной кампанией. [...]

В православной стране в период избирательных кампаний аргументы типа "дружба" в отношениях с Церковью, особенно в устах лидера компартии, которая (не ПКРМ, разумеется, а ее разложившаяся "праматерь" КПСС) запятнала себя чудовищными преступлениями против православия, не проходят. Понимая это, тогдашние московские покровители Владимира Воронина решились на шаг сколь дерзкий, чтобы не сказать кощунственный, столь же эффективный в плане электоральных дивидендов: устроить ему встречу не с кем-нибудь, а с самим предстоятелем Русской православной церкви, светлой памяти Святейшим Патриархом Алексием.

Во время поездки лидера ПКРМ в Москву зимой 2001 года, после того, как его принял в Кремле президент Владимир Путин, телевидение показало нам еще одну "картинку" - репортаж о встрече Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Ворониным. Собственно, в этом и заключалась "фишка" - показать ее по телевидению. Чтобы у православных в Молдове, к каковым у нас в стране относится большинство избирателей, главным образом, в селах, исчезли последние крупицы сомнения: можно или нет голосовать за коммунистов? [...]

Нетрудно догадаться, какими аргументами оперировали те, кто убедил покойного Патриарха согласиться на эту встречу. Поскольку Воронин был явным фаворитом той предвыборной гонки, Святейшему представили главного молдавского коммуниста как своеобразного гаранта нерегистрации "Бессарабской митрополии". Мол, ПКРМ, пропагандирующая ненависть ко всему, что связано с Румынией, ни за что не зарегистрирует эту раскольническую структуру. Тем более, зная, что ее политической "крышей" является злейший на тот момент враг коммунистов - Христианско-демократическая народная партия (ХДНП), бывший Народный фронт Молдовы. [...]

Здесь устроители его встречи с Патриархом не ошиблись, как не ошиблись они и в прогнозах о возможной реакции молдавских избирателей на саму встречу. Лишь в одном просчитались эти господа. Тогда им и в голову не могло прийти, что, оказавшись у власти, Воронин так же легко, как давал Патриарху обещание не регистрировать "Бессарабскую митрополию", через некоторое время нарушит это обещание.

Коммунистические власти разыграли лицемерный фарс: в июле 2002 года парламент внес поправки в закон о культах, в соответствии с которым была отменена их регистрация путем специальных правительственных постановлений. Данное изменение в законодательстве открыло зеленый свет для того, чтобы автоматически внести "Бессарабскую митрополию" в регистр действующих в Молдове религиозных организаций. То есть, вроде как, "мы ни при чем". Это "закон велит" ее зарегистрировать. [...]

Рэкет как разновидность ктиторства

Удачно использовав авторитет Русской православной церкви в кампании 2001 года, лидер ПКРМ, как уже было сказано, решил и дальше не соскакивать с "темы". Лично возглавил реализацию двух грандиозных по молдавским меркам, как сейчас модно выражаться, православных проектов.

Первым был проект под названием "Воронин и Кэприянский монастырь". [...]. В советское время монастырь был закрыт, пришел в упадок. В первые годы независимости была предпринята попытка придать Свято-Успенскому Кэприянскому монастырю, к этому времени восстановившему статус святой обители, былое величие. Начались реставрационные работы, которые, однако, ничем не увенчались, главным образом, по причине безответственного и даже хищнического разбазаривания денег, собранных тогда, что называется, всем миром.

И тут, спустя десятилетие [...] родился означенный проект, призванный продемонстрировать избирателям "всея Молдовы", кто у них в стране главный "защитник православия". А вскоре вслед за ним появился и второй аналогичный - по реконструкции Богородицы-Рождественского Курковского монастыря. И хотя "патронажить" этот проект президент поручил своему молодому соратнику, спикеру парламента Мариану Лупу, народу многократно и по разным поводам демонстрировалось, что главным ктитором все равно остается "сам".

Все бы ничего, и даже весьма похвальных слов заслуживало бы заявленное Ворониным стремление восстановить в их былой красе знаменитые молдавские монастыри, если бы не одно "но". Если бы делалось все это скромно, без пропагандистской трескотни, с подобающим в подобных делах смирением и раскаянием. Как оно положено, когда жертвуешь на храм или обитель. Как же, тот случай?!

К делу опять подключили телевидение, печатную прессу, и пошло-поехало. Воронин в сопровождении свиты чиновников посещает Кэприянский монастырь... Воронин одобряет инициативу о проведении телемарафона по сбору средств на восстановление обители... Воронин дает указание госканцелярии взять под строгий контроль ход реставрационных работ в Курковском монастыре... Воронин вручает высокие государственные награды отличившимся на монастырских объектах архитекторам и строителям. [...]

Все так, если бы не еще одно "но". Если бы "главный молдавский ктитор" не переусердствовал в том, что политические комментаторы называют использованием административного ресурса.

Схема оказалась тупа до безобразия, но эффективна. Составили список из сотни директоров успешных предприятий, руководителей банков, крупных фирм. Против каждой фамилии проставили соответствующую сумму. Соответствующую доходу каждого из фигурирующих в списке экономических агентов, подробные данные о которых оперативно предоставили налоговики. Шустрые воронинские советники все заранее подсчитали, чтобы по справедливости. У кого какой доход, тот столько и заплатит. Чтобы все по понятиям, как и положено у настоящих пацанов.

Затем все включенные в список были приглашены "на совещание" в администрацию президента, где им популярно, в простых и доступных по смыслу предложениях - можно сказать, на пальцах (растопыренных) - разъяснили грандиозный замысел президента. Затем каждому вручили письмо на его имя, в котором предлагалось в течение нескольких дней перечислить на спецсчет в банке, принадлежащем Семье, конкретную сумму. И вперед. [...]

Доводилось слышать мнение: да какая, в конце концов, разница, что она, благотворительность воронинская, на рэкет смахивает? Даже если по ходу что-то к семейному капиталу и прилипает (кроме банка, ремонтно-строительные работы на монастырских объектах тоже ведь фирмы, принадлежащие Олегу Воронину, ведут), процесс-то идет, дело делается. Монастыри, можно сказать, на глазах строятся, вот и будет, что потомкам оставить. Что здесь плохого?

То-то и оно, что строятся. Потому что, если поначалу речь шла о реконструкции монастырских ансамблей, то в итоге все обернулось банальным "новоделом", ничего общего не имеющим с первоначальным обликом обителей. Ни былых уникальных настенных росписей уже не встретить, ни даже первоначальный архитектурный строй в строгости не соблюден. Сплошь "евроремонт" - и Кэприянского монастыря, и Курковского. [...]

В июле того же года, на седьмом году президентства, Воронин обнаружил ряд параллелей между христианством и коммунизмом. "Между коммунистической идеологией и христианской доктриной очень много схожестей, и, по нашему, коммунистов, мнению, Иисус Христос был первым коммунистом", - заявляет он во время посещения Свято-Никольского монастыря в Кондрице в присутствии митрополита Владимира, других молдавских архиереев и священников. ПКРМ, по его мнению, является единственной партией, которая всегда помогала Православной церкви, и нынешние коммунисты в целом "не те, которые занимались гонениями на Церковь, а совсем другие коммунисты". А чтобы присутствующие не терзались сомнениями по поводу столь неожиданного "откровения", Воронин добавил: "Нигде - ни в Ветхом, ни в Новом Завете - вы не найдете ничего плохого о коммунистах". Единственный раз в жизни не соврал, Священное Писание, действительно, обходит молчанием наследников дела Маркса-Ленина.

Видно, столь железобетонный аргумент возымел влияние, в храме установилось гробовое молчание, и Воронин решил ковать железо, пока горячо. Завершив краткий курс политического богословия, он перешел к политической математике, предложив присутствующим "сделать математическое уравнение" и сравнить ПКРМ с Кишиневско-Молдавской митрополией, а оппозиционные партии - с "Бессарабской митрополией" Румынского патриархата. "Священникам, если они хотят пребывать в Молдавской митрополии, не остается ничего другого, кроме голосования за коммунистов", - окончательно добил оторопевших батюшек глава государства. [...]

Между тем, в руководстве Московского Патриархата опасность вовлечения Церкви в политику понимают хорошо. Не далее, как 22 января 2009 г., как сообщил "Интерфакс", во время проповеди после богослужения в Успенском соборе Кремля, тогда еще местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл напомнил, что Церковь должна всегда оставаться вне политики. "Задача Церкви - иметь внутреннее мужество и силу говорить Божию правду - властям, воинству, богатым людям, средствам массовой информации", - сказал владыка.

Он вспомнил, как в 1990-е годы различные политики часто призывали Церковь "занять конкретную политическую позицию", поддержать власть или, напротив, встать в оппозицию к ней. Но Церковь, по словам Святейшего Кирилла, "вообще не может занимать какую-либо политическую позицию". "Мы должны говорить не то, что людям нравится, что от нас ждут, или за что нас погладят по головке, но говорить Божию правду, как говорил царю Ивану Грозному святитель Филипп, митрополит Московский, умучанный им", - заявил патриарший местоблюститель. "Мы должны всегда молиться за клеветников, за обижающих нас, и тогда Господь вмешается в нашу жизнь и непременно накажет тех, кто клевещет, принося суд Свой в этот мир", - сказал он. [...]

Виктор Жосу

Источник информации и фотографий: foto.mail.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий

Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования