23 июля 2009 г.

Мачу-Пикчу, Перу

Жемчужина инкской культуры -- город-крепость Мачу-Пикчу. В 1983 году этот уникальный памятник древней архитектуры был объявлен ЮНЕСКО культурным достоянием человечества.















Серия: Новые 7 чудес света.
Памятная монета: Мачу-Пикчу.

Номинал - 500 тугриков (Монголия). Выпуск - 2008 г. Тираж - 2 500 шт.
Диаметр - 38,61 мм. Масса - 25 г.

Металл: серебро 925/1000.
Качество: пруф, цветное изображение.

Автор монеты: Coin Invest Trust (Лихтенштейн).
Чеканка: B.H.Mayer Kunstprдgeanstalt GmbH (Германия).

Аверс: Государственный герб Монголии.
Реверс: Мачу-Пикчу.

Мачу-Пикчу, последний оплот инков

Европейцы сначала открыли Америку, а потом начали методично ее уничтожать. В Новом свете они увидели богатые города, великолепные дворцы и храмы, горные террасы, засеянные невиданными растениями, мощеные дороги, каналы и мосты. Увы, в столкновениях с жаждавшими добычи конкистадорами древние государства ацтеков и инков погибли, и от их своеобразной культуры мало что осталось. Теперь лишь ученые-археологи по крупицам восстанавливают картину жизни этих высокоразвитых цивилизаций. [...]

Мачу-Пикчу (в переводе -- Cтарая гора) -- город удивительной истории и неразгаданных тайн. Испанские конкистадоры, захватившие в XVI веке территорию современного Перу, так и не смогли обнаружить эту крепость, в которой укрылись инки, не желавшие подчиниться иноземному господству. В течение более трехсот лет он был в полном смысле слова "потерянным городом" -- никто не подозревал о его существовании. Считают, что последние обитатели Мачу-Пикчу скончались к началу XVII века, а открыт он был Хирамом Бингемом только 24 июля 1911 года.

Произведенные под руководством этого американского ученого в течение четырех лет раскопки и работы по очистке территории от растительности позволили увидеть построенные на горном склоне сотни каменных зданий и множество других сооружений -- лестницы, переходы, пещеры. Все это и образовало хорошо защищенный город-крепость, о происхождении которого споры продолжаются по сей день. Бингем не только открыл Мачу-Пикчу, но и вывез из Перу 3 тысячи золотых изделий инкской цивилизации, хранящихся ныне в музее Йельского университета (США). [...]

Этот город весьма необычен. Расположенный в котловине горной цепи Вилкабамба, на высоте 2900 метров над уровнем моря, он был последним из поселений, построенных столь высоко, в ущелье, тянущемся вдоль рек Юкау и Урубамбы, к северу от Куско. За пределами Мачу-Пикчу Урубамба устремляется вниз, в джунгли, а вершины гор скрыты от глаз пеленой тропических туманов.

Во времена инков значительная часть речной долины была сложна для заселения и сооружения террас для земледелия. Их горизонтальную поверхность выравнивали, укладывая булыжниками, а затем засыпая землей, -- так создавалась плоскость, пригодная для земледелия. Инки сооружали террасы и для строительства своих домов. Крепость расположена на вершине неприступного утеса по берегу реки Вильканотой и окружена многометровой стеной из громадных каменных блоков. Вдоль стены -- здания, которые тесно прижаты друг к другу. Их разделяют узкие проходы и многочисленные лестницы.

Долгое время оставалось невыясненным, к какой эпохе относится строительство города. Одни ученые относили время постройки еще к доинкской эпохе, другие считали Мачу-Пикчу вершиной строительной деятельности именно инков. В начале 1980-х здесь обнаружили склеп, в котором, как предполагают, был захоронен Инка Манко -- вождь крупнейшего индейского восстания против испанцев. Оно вспыхнуло в 1535 году и длилось около сорока лет.

Дискуссии специалистов продолжаются, а тем временем дата основания Мачу-Пикчу перестала быть загадкой для ученых. С помощью датировки радиоуглеродным методом и ряда других исследований, проведенных в последнее время, сотрудники Национального института культуры Перу определили, что город-крепость начали строить в 1450 году, когда у власти был Верховный инка Пачакутек (1438--1471). Тем самым были опровергнуты как теории, приписывающие Мачу-Пикчу более чем тысячелетнюю историю, так и версии, исходящие из предположения, что крепость построили для противодействия волне испанских завоеваний.

Теперь считается, что загадочный город строили с целью дать приют примерно тысяче человек, в которых нуждался Пачакутеку, именуемый "великим строителем" и считающийся основателем империи инков. Исследования выявили, что Мачу-Пикчу был административным центром новой земледельческой зоны, продвинутой в направлении джунглей. Однако по причинам, не выясненным до сих пор, инки покинули город так же, как соседние горы Хуайяна-Пикчу и Эль-Мандор, где тоже обнаружены следы древней культуры.

Из всех городов, сооруженных инками, Мачу-Пикчу -- один из красивейших. Он целиком построен из местного гранита. Иногда глыбы разбивали на прямоугольные блоки, которые подгоняли друг к другу столь идеально, что поверхность выглядит совершенно гладкой. Есть здесь и дома, построенные из многоугольных, очень плотно пригнанных друг к другу глыб. Их обтесывали, укладывали на землю и облицовывали каменными плитками. Некоторые дома, по-видимому, предназначенные для простых ремесленников, построены из пирки -- камня, обмазанного глиной. Храмы, дома и дворцы окружены ступенями сельскохозяйственных террас.

Первооткрыватель Мачу-Пикчу Xирам Бингем решил, что это и есть удивительный "потерянный город", в котором вождь инков Манко и его сторонники укрылись в 1533 году, когда их империя была завоевана Испанией. В них, по мнению ученого, они и жили в течение сорока лет. Бингем также считал, что свыше 80 процентов скелетов, обнаруженных в могилах в районе Мачу-Пикчу, были женскими. Это навело его на мысль, что город служил последним прибежищем "ахльякуна", "дев Солнца" -- самых красивых девушек, собранных сюда со всей империи. Этих избранных женщин обучали выделывать тончайшие ткани, варить особое маисовое пиво, называемое чичей, и готовить еду для Сапа-инки -- верховного правителя. Из них отбирали женщин для гарема, если этот термин применим к цивилизации инков.

Но это всего лишь романтическая гипотеза. Позднейшие исследования показали, что фактически среди скелетов, обнаруженных в захоронениях Мачу-Пикчу, мужских гораздо больше, чем это предполагал Бингем. Однако две другие гипотезы по-прежнему находят широкую поддержку. Одна из них заключается в том, что Мачу-Пикчу по существу был военной крепостью, предназначенной для защиты от нападений диких племен, обитавших в окрестных джунглях. По другой гипотезе многие здешние сооружения имеют, вероятно, церемониальное и религиозное назначение.

Но подобные предположения не в состоянии объяснить всю сложность общественного устройства инков, в котором проявилась государственная мудрость их верховных правителей. На протяжении последних двадцати лет усилиями виднейших археологов создана широкая и многообразная картина, исходящая из нового понимании истоков и природы культуры инков. Мачу-Пикчу, возможно, имел как социальное, так и экономическое и религиозное значение. Для того чтобы осмыслить это, надо узнать, как Сапа-инки управляли подвластными им людьми на каждом этапе их жизни.

Девочки в возрасте 9--12 лет занимались выращиванием цветов и других растений, использовавшихся для изготовления красителей, которыми обрабатывались ткани, а также в кулинароных целях, в медицине, для ритуальных церемоний. Юноши в возрасте от 16 до 25 лет несли службу в своеобразной телеграфной системе -- были посыльными на дорогах. Пробегая этапы протяженностью более километра, они обеспечивали передачу сообщений на расстояние порядка ста километров между Куско и Мачу-Пикчу. Уходило на это не более шести часов.

Развитой и сложной была экономическая жизнь инков. Так, люди старшего возраста, владельцы домов, платили налоги посредством миты -- личного участия в общественных работах. Многие занимались совместной обработкой земли, обеспечивая пищей верховных правителей и жречество. По статусу это были полурабы, получавшие питание и одежду от государства. Кроме того, инки удерживали под своей властью и активно осваивали завоеванные районы. Для этого приходилось отрывать от дома сотни, а то и тысячи людей и переправлять их в отдаленные районы империи, где те должны были подолгу жить и участвовать в общественных работах.

Монета Перу с изображением Мачу-Пикчу. Номинал - 1 новый соль (Un Nuevo Sol), серебро. Выпуск - 2005 г.


Чтобы кормить и одевать общественных и подневольных работников, путешествующих знатных особ и армию, инки создали обширную систему складов. Это были проветриваемые хранилища, заполненные маисом, сушеным и мороженым картофелем, высушенным мясом ламы, красным перцем. Там же сберегались одежда, инструменты, оружие и другие необходимые предметы. Инки, похоже, были и первыми собирателями листьев растения кока, которые оказывали наркотическое воздействие, что помогало впадать в транс во время ритуальных церемоний. Коку жевали также посыльные и другая рабсила, чтобы преодолеть усталость после тяжелого труда.

Уже в древности человечество разработало два основных вида письменности -- алфавитную и иероглифическую. Последняя ("кэлька") имелась у инков. Однако доступ к иероглифической письменности был строго ограничен. Ею пользовалось лишь небольшое число лиц -- сам Сапа-инка, высшие сановники, жрецы и всевидящие инспекторы и ревизоры. Наряду с кэлькой инки прибегали и к так называемому узелковому письму, передававшему главным образом хозяйственную информацию.

Чтобы "записывать" все происходящее, инки использовали приспособление из связанных узелками веревок, которое называлось "кипу" и служило для сохранения исторических сведений, переписи населения в провинции и подсчета урожая. С кипу работали специально обученные люди -- кипукамайоки. Для счета они, возможно, использовали мелкие камешки или особые счетные устройства, напоминающие абак. Инки разработали десятичную систему счисления и ввели понятие нуля. Независимо друг от друга к этому пришли три мировые цивилизации, инки -- одна из них.

Растущая империя нуждалась в ресурсах. Поэтому инкам было особенно важно иметь доступ к областям, лежащим на разных высотах, то есть к различным климатическим зонам. В Андах существуют три такие зоны: нижняя -- пустынное побережье, тропический и субтропический районы долины Вилкабамба и засушливые высокогорные области, лежащие на высоте свыше 3-4 километров. В каждой зоне возделывались свои культуры. Так, например, картофель выращивался в высокогорных районах, маис -- в более низких, а кока -- в тропических лесах. Инки называли свою империю Тауантинсуйю -- "Земля четырех стран света". От Куско дороги расходились радиально.

Неотъемлемой частью жизни была религия. Инки поклонялись Солнцу, которое, однако, было не главной культовой фигурой, а лишь одной из ипостасей единого, всемогущего и вездесущего бога. Концепция такого вероучения складывалась постепенно в Тауантинсуйю, именно там завершался процесс перехода от политеизма к монотеизму.

Тем не менее бог Солнца Инти оставался важной частью в системе мира этого народа, обожествлявшего также Луну, звезды и гром. Сапа-инка был сыном Солнца и потому считался божественным. Сотни его родственников составляли высший класс администраторов и жречества. Тело умершего верховного правителя подвергали мумификации, и мумии служили предметом поклонения. В каждой семье и каждом роду почитались собственные умершие родичи. [...]

Особое впечатление на меня произвел выделяющийся изяществом комплекс жилых помещений, получивший название "Царская группа". Есть мнение, что это -- уменьшенный вариант гигантских царских дворцов в Куско и в других центрах империи инков. Его каменная архитектура особенно изысканна, а в помещении, которое предположительно служило спальней Сапа-инки, имеется проточная вода. [...]

Ученые считают, что "восьмому чуду света" -- так принято называть Мачу-Пикчу -- угрожает опасность. Частые ливневые дожди вызывают оползни, которые уже затронули "народный квартал" города и площадь Обелиска Солнца. Не меньшую опасность представляет, казалось бы, безобидная трава кикуйо, завезенная в Перу из Африки и посеянная для выпаса скота у подножия горы. Это растение настолько хорошо приспособилось к местным условиям, что пускает корни прямо в скалах, взобралось по склонам уже до самого города, разрушая вековые камни, из которых он сложен.

Острова Кука, новые чудеса света, Мачу Пикчу, Перу. Монета-трансформер. Вкладка может устанавливаться на монете вертикально. 2007 г., серебро 999, 31.1 г, диаметр 38.6 мм, вкладка - серебро 925, позолота 24 карата, тираж 5000 экз.

Фото с monetarium.ru

Грустно видеть, что город-крепость разрушается. Его монументальные стены, сложенные из гигантских, 200-тонных блоков, начали покрываться сетью трещин. Вызывает тревогу состояние Храма с алтарем, Храма Солнца с полукруглой башней и Храма трех окон. Разрушения произошли из-за гигантских сдвигов. Рассказывая туристам о мастерстве древних строителей-инков, местные гиды предлагают путешественникам попробовать вогнать иголку в стык гигантских каменных блоков, из которых сложены стены храма. Заранее известно -- ничего не выйдет. Титаническая кладка больше похожа на монолит.

Поэтому появление в стене усыпальницы знатных инков -- одного из главных сооружений комплекса -- расщелины шириной в целый сантиметр не на шутку встревожило смотрителей древнего города. Как выяснилось, виной тому массивная глыба, которая по непонятной причине начала смещаться и давит на кладку. Исследователь Аугусто Калво, длительное время изучавший состояние крепости, сообщил, что трещины на ее стенах и на зданиях храмового комплекса увеличиваются. В порядке экстренной меры он предложил в срочном порядке укрепить их железобетоном. А перуанские власти призвали экспертов международных организаций изучить пути спасения Мачу-Пикчу и оказать Перу помощь в ее сохранении. Иначе крепость превратится в груду развалин... [...]

Архимандрит Августин (Никитин)
01.11.2002. Источник: Эхо планеты

Источник информации и фотографий: curanderos.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий

Рейтинг@Mail.ru Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
----------------------------------------------------------------------------