8 ноября 2009 г.

Антониев монастырь, Великий Новгород

Древнейшим и главным храмом Антониева монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы. Это один из немногих каменных храмов Новгорода начала XII века. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет редчайшим явлением.

Монета: Антониев монастырь, Великий Новгород













Памятная монета: Антониев монастырь, Великий Новгород.
Серия: Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО. Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей.

Номинал - 25 рублей. Выпуск - 2009 г. Тираж - 1500 шт.
Диаметр - 60,0 мм. Толщина - 6,6 мм. Масса - 169,0 г.

Металл: серебро 925/1000 - 155,5 г. хим. чист. вещества.
Качество - пруф. Гурт - 252 рифления.

Реверс монеты: в обрамлении стилизованной арки - архитектурная панорама Антониева монастыря, по окружности - надписи: вверху на матовой поверхности арки - "ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И ОКРЕСТНОСТИ", внизу - "АНТОНИЕВ МОНАСТЫРЬ".

Адрес: Россия, Великий Новгород, ул. Парковая.

Художник: А.А. Брынза. Скульптор: А.В. Черноусов.
Чеканка: Московский монетный двор (ММД).

Антониев монастырь


Основание Антониева монастыря относится к XII веку и связано оно с именем преподобного Антония Римлянина, который «промыслом божьим» за три дня доплыл на камне от «Римских стран» до Новгорода.

Произошло это в 1106 г. Вскоре на месте, где камень пристал к берегу преподобный основал монастырь, посвятив его Святой Богородице, которая сопровождала его на протяжении всего плавания.


Вид Новгородского Антониева монастыря. Литография 1860 г.
Фото с сайта
ru.wikipedia.org

Житие преподобного Антония Римлянина говорит о том, что на путь подвижничества св. Антоний встал в восемнадцать лет. После смерти родителей он большую часть наследства раздал бедным, а оставшиеся золото, серебро и драгоценные сосуды засмолил в бочку и пустил ее по морским волнам. Он поселился в горах у православных монахов, скрывавшихся от папских гонений. Затем Антоний перешел жить на скалу, стоявшую у моря, чтобы «пребысть на том камени ... годищное время и месяца два» (один из видов молитвенного подвига, называемого столпничеством). Однажды подул такой сильный ветер, что морские волны вздыбились, оторвали камень, на котором стоял Антоний (по преданию, св. Антоний в испуге хватался за траву, поэтому его часто изображают с пучком травы), и погнали его морем до Невы, а по Неве через Ладожское озеро до Волхова. Через три дня (в ночь с 7 на 8 сентября 1106 г.) Антоний оказался в неведомой ему, далекой новгородской земле. В это время в Новгороде правил сын великого князя Владимира Мономаха Мстислав, святителем же был епископ Никита. Антоний открыл ему тайну своего чудесного появления. Святитель посоветовал устроить обитель на том месте, где волнами прибило камень. Сначала была поставлена маленькая деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, рядом скит. Так, по легенде, возник в Новгороде знаменитый Антониев монастырь, который существует уже девять столетий. Но это еще не вся легенда.

Через год после вышеописанных событий св. Антоний встретил рыбаков, опечаленных плохим уловом. Преподобный подошел и попросил еще раз закинуть сети, пообещав дать им слиток серебра, с условием: «Все, что вы поймаете, я отдам Пресвятой Богородице». Рыбаки закинули сети и когда вытащили их, среди рыбы в сетях оказалась бочка, брошенная в море святым Антонием в Италии. Рыбаки не захотели отдавать бочку. Спорщики попросили посадника рассудить их. Св. Антоний перечислил все находившиеся в ней предметы и получил бочку. На эти деньги и был построен большой каменный храм и монастырь.

Св. Антоний преставился 3 августа 1147 г. и был погребен в монастыре. Камень, на котором приплыл святой, лежит в притворе под фреской, изображающей св. Никиту. Удается (правда, не всем) рассмотреть на камне отпечаток правой босой ступни Антония. Говорят, что камень обладает целебными свойствами, особенно при зубной боли.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. 1117. Вид с юго-восточной стороны. Фото с сайта artclassic.edu.ru

Сохранившийся храм Рождества Богородицы был заложен в 1117 г., через два года закончен, а в 1125 г. расписан. Собор относится к типу княжеских сооружений. Несмотря на более поздние пристройки, окружающие с трех сторон собор и ряд переделок, он в основном сохраняет свои перво­начальные формы. План собора несколько вытянут с запа­да на восток. В северо-западном углу находится круглая башня. Здание завершается тремя куполами. Существующая четырехскатная крыша более позднего происхождения. Первоначальное покрытие было посводное. Фасады здания не имеют никаких украшений. Только верхняя часть барабана декорирована простым арочным орнаментом.

Своды храма поддерживают шесть столпов, в восточной стороне находится алтарная часть - святая святых церкви, отгороженная от внутреннего пространства храма высоким иконостасом. Для улучшения акустических возможностей, внутри храма, под сводами, устраивали голосники. Обычно это глиняные кувшины, вмурованные в стену так, что наружу выступает только горловая часть.

Ближайшей аналогией является Георгиевский собор Юрьева монастыря так же имеющий внешнюю лестничную башню (правда прямоугольной формы) и увенченный тремя куполами.

В соборе сохраняется настенная роспись, исполненная в 1125 году. К сожалению, она была попорче­на в более позднее время сделанными насечками, чтобы луч­ше держался новый слой штукатурки.

Старообрядческая икона 
святого Антония Римлянина. 

Живопись собора отлична от новгородских рос­писей XII в. По своему духу она близка к романской живо­писи. В этом ничего удивительного нет, так как известно, что Новгород вел оживленные экономические и культурные связи с Западной Европой. Новгородские художники хорошо были знакомы с искусством Запада. Да, как известно, и сам заказчик собора прибыл из Италии.
Собор был усыпальницей новгородских бояр, архиеписко­пов, воевод и других. В нем похоронены крупнейшие новго­родские бояре братья Алфановы, растерзанный народом во время волнений 1609 г. Михаил Татищев, князь Василий Иванович Одоевский, умерший в 1612 г., стольник Салтыков, погибший в бою под городом Ругодивым в 1700 г., стольник Стрешнев, Чоглоковы, Олсуфьевы, Княжнины и др.

Также на территории монастыря сохранилась церковь Сретения XVI в. с трапезной, казначейские кельи XVII в. и здание библиотеки XVIII в.

В 1740 году при монастыре была основана духовная семинария, среди её первых семинаристов был Тихон Задонский , в 1797 году статус Новгородской семинарии понижается до уровня четырёхклассной. В 1918 году семинария была закрыта, а в 1920 году был упразднён Антониев монастырь

Сейчас монастырь входит в Объединённый музей-заповедник Великого Новгорода; он не возвращён Русской православной церкви, на территории монастыря расположен ряд факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (бывший педагогический институт, вошедший в состав университета).

P.S. Существует очень правдоподобная версия появления Антония в Новгороде, объясняющая в частности причины жесткого конфликта между ним и епископом Иоанном. Преподобный Антоний мог быть выходцем из Киево-Печерского монастыря, который осуществлял широкую миссионерскую деятельность. Возможно, это была часть задуманного монастырского освоения Новгородской земли. Характерно, что владыки Никита и Нифонт, оказывавшие Антонию поддержку, были выходцами из Киево-Печерского монастыря. Напротив, епископ Иоанн был враждебно настроен к Киеву и вероятно даже претендовал на автокефалию своей кафедры от киевского митрополита. Здесь проявились уже существовавшие сложности в отношениях Киева и Новгорода, который все более показывал стремление к независимости.

Источник информации: http://mapcy.narod.ru/

0 коммент.:

Отправить комментарий

Рейтинг@Mail.ru Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования